
Имя Давида Бурлюка хорошо известно в кругах ценителей не только футуризма, но и мирового искусства. И не зря, ведь звание «отца русского футуризма», «американского Ван Гога», «родоначальника японской гравюры на линолеуме» заслужить не так-то просто. Его объединение «Гилея» было самой «левой» и наиболее громкой из всех футуристических групп. А как же этот мировой гений связан с Херсонщиной? В этом мы и попытаемся разобраться.

Давид Бурлюк родился в 1882 на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии, в семье управляющего помещичьим имением. Его братья - Владимир и Николай и сестра Людмила позднее также приняли участие в футуристическом движении. Учился не только в отечественных мастеров, но и в заграничных: художественные студии Мюнхена и Парижа тоже приложили руку к его формированию как живописца.
С 1907 года семья Бурлюков проживала в с. Чернянка( теперь Каховский район Херсонской области). Именно здесь собирались братья Ларионовы, Хлебников, Крученых, Маяковский, Лившиц. Имение в Чернянке было своеобразной «штаб-квартирой» молодых новаторов.

На бескрайних полях Херсонщины и родилась идея создания литературного объединения, которое поменяло полностью национальное искусство. В скором времени известный поэт Бенедикт Лившиц предложил назвать группу футуристов на честь той части Скифии, где расположено село - «Гилеей» ( название позаимствовано из «Истории» Геродота). Прошел год и совместно с Маяковским, Крученых и Хлебниковым выпускает программный манифест футуризма "Пощечина общественному вкусу"
Благодаря неимоверным организаторским способностям Давид Давидович пополняет футуризм новыми силами. При его непосредственном участии выходят поэтические сборники, издаются брошюры, организуются выставки и устраиваются диспуты. Для современников имя Давида Бурлюка начинает ассоциироваться с наиболее радикальными выступлениями футуристов.
Мастер своего дела, Бурлюк, считал долгом донести идеалы нового искусства до всех жителей родной страны. Вместе со своими коллегами по «Гилее» он выезжал на лекции в разные уголки империи.
Художник оставил после себя огромнейшее наследство. Не мог он пройти мимо, когда японские мастера «стояли на месте» : он научил их искусству линогравюры. Потряс Мюнхен своими взглядами, будучи членом объединения «Синий всадник». Его манера изложения и искренняя любовь к искусству в Америке принесла звание « американского Ван Гога».
Давид Давидович всегда считал своей Родиной украинскую степь. Он сотрудничал с украинскими футуристами, часто писал статьи для журнала «Новая генерация», которым заведовал Михайль Семенко.

"Меня главным образом интересует Украинское народное искусство, археология Украины и все, что касается Запорожья и свободного казачества украинского, потомком которого считаю себя неотъемлемо. Один из наших сыновей, старший Додя, рожденный на берегу Днепра в Херсоне ", - пишет Бурлюк в письме известному искусствоведу Михаилу Зубарю. Хотел провести выставку на Украине, но у власти были другие планы на счет «эмигранта» и картины так и не попали на Родину художника.
