Александр Криволап: "Просто бывают художники по жизни"

Художник должен быть бедным, голодным и вести разгульный образ жизни — всё это не о живописце Анатолии Криволапе. «Просто бывают художники по жизни. У них есть поза, привлекающая внимание одежда, особое выражение лица. Ты смотришь и видишь: это художник, но они — артисты больше, чем художники. И это тоже классно, среди них могут быть хорошие мастера, но это другой стиль», — размышляет один из самых востребованных и самый дорогой отечественный современный живописец.

Стиль самого Криволапа — джинсовые шорты и рубаха, так он встречает гостей в своём доме в селе Засупоевка, недалеко от Яготина. Там 66-летний художник живёт и работает уже много лет, в Киев выбирается не так уж и часто и только по особым поводам.

339

Поиски гармонии
«Как проходят мои будни? По-будничному», — шутит Криволап. Его день начинается в девять утра, после чая или кофе — несколько часов работы. «Если нет настроения идти в мастерскую, тогда сажусь в машину и катаюсь по окрестностям, наблюдаю», — рассказывает живописец. Он испытывает слабость к спортивным авто, но на сельских дорогах предпочитает массивный джип. Иногда машину заменяет велосипед и заплыв в озере Супой, на берегу которого стоит дом Криволапа. Затем — полноценный рабочий день, художник может простоять за холстом и восемь часов подряд. Вечером — отдых в гамаке, тут Криволап наблюдает за закатом солнца, за тем, как меняют цвет облака, за восходом луны. Потом всё увиденное переносит на полотно.

228

220

«Когда начинаешь картину, она тянет, как магнит. Поработал, потом часок отдохнул, поплавал — и снова в мастерскую, посмотрел, подправил. И так всё время, пока не доведёшь её до ума», — объясняет свой творческий метод Криволап. Иногда картина получается ещё на стадии наброска, причём выходит даже лучше, чем было задумано. А иногда возвращаться к полотну приходится годами. «Если говорить конкретно, то от двух часов до тринадцати лет, — уточняет художник. — Это ведь работа с условными цветами, которые должны передавать и освещение, и пространство, и моё личное состояние».

108

Обязательный пункт в расписании рабочего дня художника — вечерняя проверка проделанного за день. «Когда темнеет, я включаю свет и смотрю. Если мне не нравится, как выглядит картина при искусственном освещении, я её переделываю. Утром снова смотрю, что получилось. При дневном и искусственном освещении цвета воспринимаются по-разному, но гармония должна сохраняться всегда. Ведь и все музеи работают с искусственным освещением, и мы дома большую часть времени проводим при нём», — объясняет Криволап. Если гармонию не сохранять, картина будет выглядеть тёмной, а цвета не будут передавать то настроение, или «состояние», как его называет художник, которое в произведение закладывал автор.

109

Ни тогда, когда Криволап писал абстракции, ни до этого, ни после отзывами на свою работу, позитивными или негативными, художник не интересовался. «Как только я определился с собственным стилем, меня постоянно кто-то не воспринимал, — говорит он. — Недавно на выставке ко мне подошёл Святослав Вакарчук, сказал: «Очень хочу вашу работу, нравится, но не могу, она меня истощает, забирает силы». И это нормально, восприятие всегда личное».

343

348

Со своим фирменным стилем — экспрессивными пейзажами, написанными яркими красками на масштабных полотнах, — Криволап определился в начале 1990-х. До этого он успел поэкспериментировать с разными направлениями, среди его работ есть и классические натюрморты, и портреты ню, затем полтора десятка лет художник писал абстрактные картины. «И когда я почувствовал, что рука работает, а внутри всё стоит, понял, что делаю формальные вещи, стало не по себе», — вспоминает художник. За десятки лет художественной карьеры у Криволапа было несколько серьёзных творческих кризисов, тогда он бросал всё и в одиночестве переосмысливал свою работу. Чтобы переждать последний кризис, Криволап купил дачу. «Сначала присматривался, потом стал писать этюды, — рассказывает художник. — Пейзажи я писал всегда, но раньше они у меня были разминкой перед абстракцией. А тут я увидел, как восходит луна, заметил, какого она цвета, как меняется природа, её состояние. Этого никогда не почувствуешь в городе». Увлечение пейзажами у Криволапа продолжается до сих пор. Сейчас он размышляет над тем, как перенести на полотно радугу, и планирует писать больше осенних ландшафтов, ему интересен их сложный цвет и минимализм.

158

115

247

Картины Анатолия Криволапа регулярно ставят ценовые рекорды на западных аукционах, благодаря чему живописец является самым дорогим отечественным современным художником. Например, в прошлом году на торгах Phillips в Лондоне картина "Конь. Вечер" была продана за $186,2 тыс.

f_3954284401372684262

30.04.2017


Поделиться:
Комментарии
Имя *
Email *
Комментарий *