Директор Государственной Третьяковской галереи (Москва)Зельфира Трегулова и директор Музея Виктории и Альберта (Лондон) Мартин Рот рассказали о том, какова миссия музея сегодня и как место сохранения традиций может стать мотором для развития общества.
Вторая по счету беседа в рамках русско-британских диалогов«Культурное лидерство в современном мире» состоялась на следующий день после празднования 160-летнего юбилея Государственной Третьяковской галереи. В честь этого события открывала вечер русская сторона. В своем вводном слове Зельфира Трегулова отметила, что Павел Третьяков был настоящим культурным лидером в современном понимании, так как отдавал все заработанные средства на поощрение и приобретение самого актуального искусства своего времени. Директор Третьяковской галереи продолжила выступление размышлением о том, кто определяет сегодня пути музейного развития: «Стратегии развития должно определять музейное сообщество, сообщество экспертов, которые занимаются этим профессионально всю жизнь и тратят на это все свои силы». Роль музеев, которые 30–40 лет назад существовали в другом интеллектуальном пространстве и были больше замкнуты на себе, по мнению Трегуловой, еще более важна в настоящем: «Мы становимся одним из инструментов формирования культурного сознания и становления человека человеком. Мы хотим, чтобы к нам приходило больше молодых людей, чтобы они приходили сюда со своими детьми за теми ценностями, которые им не может дать виртуальная реальность». Директор также отметила положительную тенденцию представлять искусство в широчайшем контексте театра, кино, музыки, танца. Впрочем, завершилась речь все же на минорной ноте: «Диалог, который мы ведем с Мартином Ротом, — это тот диалог, который на нашем уровне возможен, а на современном политическом уровне, к сожалению, нет. Я согласна с Михаилом Швыдким, мы стоим на пороге гуманитарной катастрофы, когда ценности Ренессанса уходят на второй план. И в этой ситуации музей может стать тем, что нас объединяет».
Взяв ответное слово, Мартин Рот, глава лондонского Музея Виктории и Альберта, основанного всего четырьмя годами ранее Третьяковки, отметил, что у обеих институций много общего. «Идея создания обоих музеев была чрезвычайно прогрессивной для XIX века, даже революционной: собирать актуальное искусство, помогать художникам того времени, помогать понимать искусство простым рабочим, — отметил Мартин Рот. — Глядя на эти примеры, мы должны действовать так же продуктивно и смело, порой решаться на рискованные шаги». Лондонский директор добавил, что риск предлагать новое и обсуждать это с общественностью необходим, иначе культура будет стоять на месте: «Молодое поколение ожидает от нас, что мы будем освещать темы и проблемы будущего. Музей должен быть пространством для разных мнений. И если это не сделаем мы, то это сделает кто-то еще».
После выступления директоров началась обширная дискуссия. Спикерам задавали вопросы о том, как приобретаются новые экспонаты, о формах коммуникации музея со своим посетителем, о культурной этике, о бесплатном посещении музея. Не обошли стороной проблему цензуры в искусстве, а также значение русского авангарда. «Я считаю русский авангард частью русской идентичности. В формулировках авангарда — пиршество парадоксальной идеи, стремление к абсолюту, пророческие высказывания. А русский человек всегда стремился к абсолютной форме и абсолюту», — подытожила встречу Зельфира Трегулова.