Невзирая на кризис на арт-рынке, аукцион русского искусства Christie’s в Лондоне прошел эффектно: за все торговались, почти все лоты проданы. Если не считать того, что цены на порядок ниже, чем прежде.
Самым дорогим лотом стала картинаИвана Айвазовского «Турецкая кофейня в лунном свете», которая ушла за £180 тыс., не дотянув до нижнего эстимейта. Портрет писателя и философаЛьва Шестова кисти Бориса Григорьева продан за £122 тыс. (эстимейт начинался с £100 тыс., но в прежние времена меньше чем за полмиллиона покупатели его бы друг другу не отдали).
Самую блистательную карьеру на аукционе сделала маленькая акварель Александра Бенуа из серии «Последние прогулки короля» — Людовик XIV в развевающемся плаще под хмурым версальским небом. При нижнем эстимейте в £15 тыс. акварель ушла за £140,5 тыс., сделав честь покупателям, которые, несмотря на кризис, продолжают собираться в Лондоне на русские торги.
Печально, что покупателей меньше, они грустнее и тише, каталогChristie’s тоньше, а топ-лотов — в прежнем, звездном понимании — почти нет. Коллекция аукциона рассчитана на скромных знатоков, а не на жаждущих блеска и размаха нуворишей. Удача крошечной акварельки Константина Сомова с барышнями и радугой (£84 тыс.), рисунка с лежащим конем Васькой Валентина Серова(£32 тыс. при нижнем эстимейте в £8 тыс.), живописи Дмитрия Налбандяна (£62 тыс. при эстимейте в £15 тыс.) говорит о по-прежнему точном чутье Алексея Тизенгаузена, главы русского отдела Christie’s, на тренды: «Мир искусства», «наше всё» Серов, соцреализм. Да и в целом общий уход лотов отличный: в разделе живописи продано не меньше 70% выставленных на торги работ.
«Пять лет назад вы были недовольны, что проходные вещи стоят сотни тысяч, — припомнил прошлое журналисту TANR Алексей Тизенгаузен, — а теперь грустите по прежним ценам. Для коллекционеров рынок сейчас отличный. И потом, все эти люди, что собрались сегодня у нас в зале, могли бы остаться в Москве на открытие выставки Бакста. Однако они у нас, потому что понимают, что рынок делается здесь и сейчас. Они ищут качественные вещи по хорошим ценам».
«Действительно, предложение сократилось, и прежнего количества шедевров сейчас не найти, — продолжает Сара Мэнсфилд, директор торгов. — Christie’s всегда предпочитает работать с вещами из частных коллекций, а не брать их у дилеров. А такие вещи находить все труднее. Однако именно эти работы пользуются самым большим спросом».
Аукцион прикладного искусства и предметов фирмы ФабержеChristie’s пройдет сегодня во второй половине дня.