Для ретроспективы футуриста Умберто Боччони, призывавшего к уничтожению музеев, объединились все крупнейшие итальянские и мировые музейные институции.
Выставка, организованная миланскими музеями палаццо Реале, Кастелло Сфорцеско и Музеем Новеченто, приурочена к 100-летию со дня смертиУмберто Боччони (1882–1916) и включает в себя около 280 произведений графики, живописи, рисунков, скульптуры, печатных изданий и архивных документов. Помимо трех названных музеев к проекту подключились и с десяток других, где хранятся произведения Боччони, — Пинакотека Брера в Милане, Коллекция Пэгги Гуггенхайм в Венеции, Национальная галерея искусства ХХ века в Риме, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Фонд Пола Гетти в Лос-Анджелесе, парижские Музей Пикассо и Музей Родена, Музей истории искусств в Вене.
Несомненно, Боччони, после основателя движения Филиппо Маринетти, — главная фигура в футуризме, пусть и очень короткое время (он погиб, упав с лошади, призванный в армию с началом Первой мировой). Выставка выстроена хронологически, чтобы можно было проследить путь, который прошел Боччони от постимпрессионизма и дивизионизма до футуризма с его апологетикой техники и больших скоростей. Футуризмом Боччони заинтересовался после переезда в 1907 году из Рима в Милан и знакомства с Манифестом футуризма (1909) Маринетти. Молодой художник, видимо, был и автором Манифеста художников-футуристов и Технического манифеста футуристической живописи (1910), подписанных группой художников-единомышленников: Джакомо Балла, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джино Северини. В этих текстах были изложены основные постулаты движения в живописи, а после и в скульптуре, к которой Боччони обратился в 1912 году после посещения мастерских Медардо Россо, Александра Архипенко, Константина Бранкузи и Раймона Дюшан-Вийона. Кстати, Боччони был единственным скульптором-футуристом, оставившим такие шедевры, как Динамизм скаковой лошади (1912–1913) и Уникальные формы непрерывности в пространстве (1913). Помимо произведений Боччони в экспозицию включены работы художников, с которыми перекликались его эксперименты: это, возможно, неожиданные здесь старые мастера, к примеру Альбрехт Дюрер, а также современники Боччони Джованни Сегантини, Джакомо Балла, Гаэтано Превиати и другие.