Секреты, скрытые на оборотах известных произведений

Для неподготовленного глаза это выглядело как кусок липкой ленты. Но для Жаннет Реденсек, ученой, которая рассмотрела сотни картин в рамках подготовки к выставке немецко-американского модерниста Йозефа Альберса, пожелтевшая полоска клея, застрявшая на обратной стороне одной из работ, стала откровением. Скромный клочок ленты дал последнюю подсказку, которая рассказала всю историю картины. Так, согласно надписям на бумажке, владельцем полотна являлся некий коллекционер из Кливленда.

Жаннет Реденсек принадлежит к отдельной субкультуре мирового искусства, состоящей из кураторов, консерваторов, исследователей и других профессионалов рынка, которые любят узнавать «обратную сторону произведений искусства». «На обратной стороне картины может храниться почти столько же информации, сколько и на лицевой», – отметила Кэти Роджерс, президент Ассоциации исследователей Raisonné Scholars Association. Лицо картины передает ее художественный исторический контекст, но его реверс часто несет в себе историю самого произведения. На оборотах холстов, подрамниках и нижней стороне рамок внимательные эксперты часто могут найти надписи, оставленные художниками. Очень часто такие надписи делаются дилерами, коллекционерами и музеями с обозначениями, начиная от смазанных карандашных заметок до восковых печатей, выставочных этикеток и инвентарных номеров. Все эти маркировки можно считать паспортом картины, ведь они представляют личность работы, ее путешествия и даже изменение адреса. 

Заметки художника обычно служат средством обеспечения того, чтобы важная информация о произведении, такая как его название, дата и авторство, сохранялась по мере передачи. Но практика индивидуальна; некоторые художники делятся более любопытными деталями или используют обе стороны холста. Художники, постоянно переделывающие полотна, могут вычеркивать ранее написанные на подрамниках былые названия, оставляя намеки на образы, замаскированные под слоями наложенных мазков. «На «Портрете святого Филиппа Нери» из Метрополитен-музея Карло Дольчи оставил несколько заметок, в которых он говорит, когда начал работу над произведением, сколько времени потребовалось, и тот факт, что он начал писать ее в свой день рождения», – вспоминает Кит Кристиансен, председатель отдела европейских картин в музее Метрополитен.

Для художников XX века, экспериментирующих с абстракцией, спинки картин были удобным местом для того, чтобы оставлять пояснительные записи. К примеру, абстрактный художник-экспрессионист Мотервелл иногда оставлял ключи для расшифровки нескольких слоев смысла в названии работ. На обратной стороне коллажа под названием «Французская линия» (1960) художник подробно изложил все возможные интерпретации картины: «1. Живопись (французский) / 2. Диеты (amis fidèles de votre ligne) / 3. Лодки (трансатлантический) / 4. Лазурный берег (береговая линия)». Реставраторы обращали внимание на оборотные стороны произведений искусства, по крайней мере, с конца XVIII века, если не раньше. Аристократические европейские коллекционеры когда-то чеканили свои картины с восковыми печатями, несущими фамильный герб, производители холста штамповали свои знаки на сырье, а аукционные дома клеймили свои лоты своеобразными буквенно-цифровыми конфигурациями. Например, французский арт-дилер начала XX века Амбруаз Воллар, как правило, записывал свой инвентарь синим карандашом. Искусство, награбленное нацистами во время Второй Мировой Войны, также имеет такие метки. Чаще всего на них изображен символ, похожий на двуглавого орла. Понимание этих маркировок важно для подтверждения подлинности картины или для увеличения ее рыночной стоимости. 

Источник ArtNews

06.08.2018


Поделиться:
Комментарии
Имя *
Email *
Комментарий *